Владимир Тор (tor85) wrote,
Владимир Тор
tor85

Categories:

Страницы истории - как "империя добра" сбила пассажирский авиалайнер, убив 290 человек

3 июля 1988, ровно 29 лет тому назад, года американский крейсер "Vincennes" под командованием капитана Уильям Роджерса сбил зенитной ракетой в Персидском Заливе иранский пассажирский самолёт.
Картинки по запросу крейсер Vincennes

Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air совершал полёт IR655 по маршруту Тегеран—Бендер-Аббас—Дубай - это был обычный регулярный пассажирский рейс, летевший стандартным маршрутом по международному коридору.
Картинки по запросу крейсер Vincennes

В 10:24 ракета попала прямо в авиалайнер и разорвала его надвое. Самолёт упал в воду, все 290 человек на его борту погибли — 16 членов экипажа и 274 пассажира, в том числе 65 детей.

Согласно официальным заявлениям правительства США авиалайнер был ошибочно опознан крейсером Vincennes как атакующий иранский военный самолёт. Основной причиной инцидента в официальном рапорте названо "психологическое состояние команды Vincennes, действовавшей в боевой обстановке под большим давлением в территориальных водах Ирана", а также схожесть полётного профиля лайнера "с предполагаемым профилем атаки" иранского истребителя. Т.е. американский крейсер вторгся в территориальные воды Ирана, очень нервничал по этому поводу, не без оснований, таким образом, ожидая атаки иранских истребителей - и поэтому, не дождавшись авиаудара от Тагерана, от нервов выстрелил по его мирному пассажирскому самолёту. Ну, совершенно понятно, "любой на его месте сделал бы точно так..." (с)

Выразив сожаление относительно гибели людей, правительство США после долгих препирательств согласились выплатить компенсации семьям погибших - 300 000 долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 000 за каждого иждивенца. Для сравнения: Ливия, чьи граждане были виновны во взрыве пассажирского самолёта над Шотландией 21 декабря 1988  года, выплатила по 10 млн долларов за каждого погибшего.

Соединённые Штаты категорически отказались признать свою вину за гибель иранского пассажирского рейса и не принесло официальных извинений. Широко известно заявление вице-президента США Джорджа Буш-старший относящаяся к этому периоду: "Я никогда не буду извиняться за Соединённые Штаты Америки, несмотря ни на какие факты" / "I will never apologize for the United States of America, I don’t care what the facts are".

Президент США Рейган назвал действия экипажа Vincennes "оправданной обороной", подчеркнув, что США не считают себя виновными в случившемся, и частично возложил вину за произошедшее на правительство Ирана.

В целом американское правительство рассматривает случившееся "как пустяки, дело то житейское" военный инцидент и считает, что команда крейсера действовала в соответствии с текущими обстоятельствами.
Картинки по запросу

Капитан крейсера Уильям Роджерс вообще был награждён орденом "Легион почёта" за успешную службу в период с 1987 по 1989 год.

________________________________


Уважаемый Обогуев добавляет:

"Смитсониевский музей и канадская Cineflix шестой год подряд выпускают очень качественный технико-популярный сериал Air Disasters о расследовании авиапроисшествий. К настоящему времени вышло около 60 или 70 серий.


Последняя по времени серия (6-й сезон, 1-я серия, Mistaken Identity) -- о пассажирском рейсе Iran Air Flight 655, который в 1988 году был сбит ракетой пущенной с американского корабля, при чём погибли 290 человек находившиеся на самолёте.

Самолёт выполнял регулярный 28-минутный рейс из Бандар-Аббса в Дубай, на другом берегу Ормузского пролива.







Интересные моменты освещаемые в фильме:


  • Во время пуска ракеты американский корабль (USS Vincennes) находился в территориальных водах Ирана, углубившись в них на 4 км. и приблизившись к иранскому побережью, включая аэропорт, откуда взлетал самолёт. Первоначально опубликованные материалы расследования ВМФ США скрыли этот факт, он был установлен и обнародован лишь позднее.

  • Самолёт был снабжён автоответчиком, который передавал сигнал о том, что это гражданский лайнер. Этот сигнал принимали на американском корабле, и он многократно и практически непрерывно высвечивался на табло определения командного пункта американского крейсера.

  • Один раз детектор на американском корабле показал код военного самолёта. Причина была в том, что оператор радара американского крейсера направил радарный луч не на самолёт, а мимо него, с отклонением около 10-15 градусов от самолёта. Т.к. корабль был в иранских территориальных водах и близко к берегу, радарный луч достиг аэродрома, где были размещены иранские истребители, и получил ответ "военный самолёт" от автоответчика одного из этих истребителей. Этот ответ был получен из-за грубой ошибки радарного оператора американского корабля, и лишь однажды, в то время как ответ "гражданский самолёт" был получен многократно, однако из-за этого одного ошибочного сканирования американские военные заподозрили в гражданском рейсе военный самолёт.

  • Американские военные не нашли самолёт в расписании гражданских рейсов, т.к. не учли, что бортовое время американского крейсера было выставлено по другой часовой зоне, чем расписание рейсов, а кроме того самолёт задержался на полчаса вылетом из-за пассажира, у которого были нелады с визой.

  • Американский корабль не был оборудован передатчиком с частотами гражданской авиации. Поэтому он не мог связаться с самолётом на этих частотах. Попусту теряя время, корабль 7 раз передал самолёту запрос на военных частотах, но лайнер в принципе не мог их принять, т.к. гражданские лайнеры не оборудуются приёмниками военных частот.

  • Затем американский корабль попытался 3 раза связаться с самолётом на аварийных частотах. При этом радиооператором крейсера не указывалось, кому предназначены эти сообщения, и пилоты лайнера не имели возможности понять, что они обращены к ним. Если бы оператор указал код автоответчика идентифицирующий борт (он высвечивался на табло корабля), то пилоты немедленно ответили бы.

  • Решающим триггером для пуска ракеты оказалось, что один из военных находившихся на боевом посту корабля стал кричать, что самолёт приближающийся к кораблю снижается и набирает скорость -- т.е. входит в манёвр стрельбы по кораблю, каковому сообщению капитан доверился. Последующее расследование ВМФ США, опираясь на "чёрный ящик" командного поста с записью всех приборов, установило, что табло КП корабля непрерывно отображало продолжающийся набор высоты самолётом. Самолёт непрерывно набирал высоту, и не снижался -- и именно это показывало табло на КП. Почему и кто именно стал кричать, что самолёт снижается и набирает скорость, расследованием не установлено. Предполагается, что у одного из военных из-за страха произошёл психический срыв, и он стал кричать о том, что ему примерещилось в срыве.

  • В первоначально опубликованных материалах расследования ВМФ США была изъята карта отображающая маршрут и нахождение корабля. В эпизод включено видеоинтервью, которое музей взял у командира соседнего корабля (также находившегося в это время в Ормузском проливе), который по рангу и должности являлся старшим командующим над USS Vincennes. Командующий в интервью говорит, что USS Vincennes находился не там, где ему было приказано быть, и что причина этого состоит видимо в том, что у экипажа USS Vincennes чесались руки пострелять.

  • После сбития иранского авиалайнера крейсер USS Vincennes вернулся в Сан-Диего.
    В порту собралось множество жителей встречавших корабль и его моряков как героев (серия демонстрирует хронику).

  • Проведённое ВМФ США расследование постановило, что в происшествии виновата компания Iran Air, самолёты которой летают в зонах, где могут происходить боевые действия.

  • Капитан USS Vincennes был награждён похвальной медалью ВМФ США.

  • Старший офицер USS Vincennes был награждён орденом Legion of Merit, который выдаётся вооруженными силами США за исключительно-достойные заслуги в исполнении выдающихся деяний службы и выдающиеся достижения.

  • Серия включает хроникальные кадры интервью с капитаном USS Vincennes и современное интервью со старшим офицером корабля, непосредственно командовавших сбитием гражданского самолёта унесшим 290 жизней. Никто из них не выражает не только чувства вины, но и не считает, что был в чём-либо неправ".  (с)

__________________________________________

Такой вот мировой опыт...
Такая вот неполживая империя добра...

Subscribe

  • (no subject)

    К теме слов об изнасиловании - и реальной правопременительной практике по делу сенатора-насильника: Условный срок за изнасилование для сенатора РФ…

  • Вопросы самоопределения

    1. Что я думаю о предложении де в качестве возмездия силовикам, усердствующим на службе у очень дурного политического режима, снять снафф-порно с их…

  • Моральный авторитет

    Тут, оказывается, Ходорковский, как знатный моральный авторитет, требует от кандидатов в Мосгордуму определиться по вопросу политических репрессий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments