Владимир Тор (tor85) wrote,
Владимир Тор
tor85

Попытка диалога

Существует два момента, служащих краеугольными камнями конфликта на Украине.

Первый - статус русского языка, как второго государственного наравне с украинским.

Второй - федеративный статус государства.

Давайте спокойно разберёмся - обращаюсь с вопросами прежде всего к украинской стороне.

Итак:

Русский язык

Согласно официальным данным переписи 2001 года, русский язык назвали родным 14,273 млн граждан Украины, или 29,6 % населения страны.

File:Ruslangsup2001.PNG

Согласно данным опроса, проведённого в 2004 году Киевским международным институтом социологии (КМИС), русский язык использует дома 43—46 % населения Украины (то есть столько же или даже чуть больше, чем украинский язык).

По данным этого опроса КМИС, в первую очередь используют для общения русский язык абсолютное большинство населения южных и восточных регионов:

File:RussianUseRu.PNG

Днепропетровская область — 72 %
Донецкая область — 93 %
Запорожская область — 81 %
Луганская область — 89 %
Николаевская область — 66 %
Одесская область — 85 %
Харьковская область — 74 %.

Двуязычие не является чем-то невиданным или непристойным в мировой практике: Канада - французский и английский, Бельгия - французский и нидерландский, Финляндия - финский и шведский, в Швейцарии вообще официально используется немецкий, французский, ретророманский и итальянский.

Вопрос: в чём смысл категорического отказа от придания русскому языку статуса второго государственного?

Ведь это реально раскалывает общество Украины. Замечу, что заявления, типа: "Никто на русском языке говорить не запрещает - следовательно никакой проблемы нет". - не являются состоятельными. Ибо если значительная часть социума воспринимает это как проблему - значит это и есть проблема, см. теорему Томаса в социологии: "Если ситуация мыслится как реальная, то она реальна по своим последствиям".

Федерализм

В общепринятой мировой практике под федеративным государством, в отличие от унитарного, понимается страна, состоящая из нескольких федеральных субъектов - штатов (как в США, к примеру), кантонов (Швейцария), республик, областей, земель (Россия), эмиратов (Объединенные Арабские Эмираты, земли (Австрия и Германия).

В федерациях имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты, региональные законы, распоряжаться своим бюджетом.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессии).

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.

  • В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно.

  • Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией

  • Субъекты федерации самостоятельно выбирают свое местное  руководство - региональную предствительную и исполнительную власть.

Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях.

В Европе федерациями являются Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Босния и Герцеговина, Россия.

За океаном - США, Аргентина, Бразилия, Мексика.

Крупнейшей федерацией является Индия. И этот список далеко не полный.

Федерация позволяет гибко налаживать процесс регионального самоуправления в гетерогенной среде, обеспечивает успешное функционирование как единого целого странам со значительными региональными различиями. Такие различия имеют место быть на Украине. По этническим признаком, языку, национальным мифам и героям, доминирующим конфессиям можно выделить  несколько ядер. И основная ось наблюдаемого конфликта проходит между полюсами Западной Украины: Галичины и Волыни -  и Юго-Восточной Новороссией.

Игнорирование этого конфликта, стремление свести реально многообразие и к механическому унитаризму, тем более насильственным путём, категорический отказ от федерализма - всё это лишь ведёт лишь к эскалации.

В чём же видят смысл отказа от процесса федерализации  сторонники унитарного государства на Украине?

Убедительно прошу все стороны воздержаться от крика, гама, плевков, оскорблений и прочего.
Действительно хочется выслушать внятно обоснованное контрмнение.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments